Одной из основных целей реформирования ЖКХ является рационализация и снижение издержек на производство и поставку потребителю услуг жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворяющих необходимым качественным параметрам.
Наблюдающийся в течение последних лет рост тарифов на услуги ЖКХ наряду с ухудшением их качественных параметров в значительной степени обусловлен сложившимися в прошлые десятилетия и сохраняющимися в большинстве муниципальных образований хозяйственными механизмами, имеющими ярко выраженный затратный характер и не ориентированными на удовлетворение потребительских требований.
Основной причиной сложившейся ситуации являются противоречия между фактически сохранившейся административной системой управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях и рыночными условиями, созданными в стране. Разрешить противоречия возможно лишь за счет организации рыночных отношений в жилищно-коммунальных хозяйствах муниципальных образований. Для этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
— разграничение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию;
— формирование договорных отношений между собственником жилищного фонда, управляющей организацией, подрядными организациями и поставщиками коммунальных услуг и потребителем коммунальных услуг;
— конкурсное привлечение управляющих и подрядных организаций.
Однако даже регионы, имеющие значительный опыт в совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в рыночных условиях, не смогли произвести разделение функций собственника и функций по управлению жилищным фондом. Во многих муниципальных образованиях органы местного самоуправления продолжают в той или иной мере осуществлять функции по управлению жилищным фондом. Существующие службы заказчика не в полной мере выполняют свои функции, зачастую они не заинтересованы в результатах работы. Отсутствие договоров на управление между муниципалитетом и службами заказчика не позволяет объективно оценивать их работу, препятствует в развитии конкуренции в управлении жилищным фондом.
Дальнейшее сохранение нереформированных организационных структур в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципальных образований приводит к следующим негативным последствиям:
— непредсказуемому количеству финансовых средств, необходимых на покрытие издержек ЖКХ;
— низкому качеству предоставляемых услуг;
— снижению стандартов содержания жилья и инженерной инфраструктуры, что в результате оборачивается снижением долговечности (сроков службы) жилищного фонда;
— нерациональному использованию бюджетных средств и недовольству населения, которое все больше и больше платит за все менее и менее качественные услуги.
Разграничение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию.
Формирование конкурентной среды в первую очередь зависит от эффективного разделения функций управления и обслуживания жилищного фонда и установления договорных отношений между собственником жилищного фонда, управляющей организацией, подрядными организациями и поставщиками коммунальных услуг и потребителем коммунальных услуг. От лица собственника жилищного фонда выступают, как правило, подразделения органов местного самоуправления.
Разграничение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию особенно важно для муниципального жилищного фонда. Необходимо прекратить имеющуюся практику, когда органы местного самоуправления в лице своих структурных подразделений выполняют хозяйственные функции по управлению жилищным фондом.
Основными функциями реализации прав собственности являются:
— заключение договоров найма и аренды жилых и нежилых помещений;
— соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов инженерной инфраструктуры;
— обеспечение соответствующего финансирования для содержания принадлежащей собственнику недвижимости;
f — заключение договора с выбранной организацией на управление муниципальным жилищным фондом.
Основными функциями управления являются:
— поддержание в надлежащем состоянии и развитие принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
— выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
— заключение договоров с выбранными подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов заданного количества, качества и стоимости;
— обеспечение системы контроля за выполнением договоров;
— организация сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Следующим шагом администрации муниципального образования должно
стать утверждение документа, определяющего распределение функций собственника между структурными подразделениями местного самоуправления, и документов, регламентирующих взаимоотношения собственника жилищного фонда и управляющей организации (Положение о разграничении эксплуатационной ответственности, Положение об Управляющей организации по управлению жилищным фондом города, Положение о конкурсном отборе управляющей организации).