Шумовой комфорт необходим людям для нормальной деятельности. В зависимости от нее звуки делят на три группы.
К первой относят шумы от звукового порога до уровня, не мешающего пассивному отдыху и сну, квалифицируемые как тишину.
Во вторую группу включают шумы средней силы, не препятствующие бодрствованию и работе после частичной адаптации организма. Сюда входит основная масса звуковых сигналов в доме и на окружающей территории.
Третья группа — это сильные шумы, близкие к порогу болевого ощущения, мешающие работать и вызывающие звуковое утомление, нервозность и способные привести к глухоте. Уровень шума в помещениях зависит от внешних и внутренних возбудителей.
Внешние источники — это стационарные и движущиеся объекты, о которых сказано ниже. Внутренние шумы вызывает инженерное оборудование, которое является источником звуков разной частоты. Накладываясь друг на друга, они действуют в широком спектре, а исследование звукового давления на разных частотах представляет определенную трудность. Поэтому в практике часто используют, особенно для оценки транспортных и других городских шумов, эквивалентный (суммарный) уровень звука LА.экв, измеряемый в дБА и представляющий собой уровень звукового давления с корректировкой в части снижения влияния низких частот. Величину измеряют специальными шумомерами с фильтрами, уменьшающими чувствительность в низкочастотном спектре.
Российским строительным законодательством установлен нормативный уровень акустического давления LH из условия максимально возможного уменьшения отрицательного воздействия шума на организм человека. Номер предельного спектра численно равен уровню звукового давления в октавной полосе со среднегеометрической частотой ƒср , равной 1000 Гц
ƒср = √¯ƒ1ƒ2
где ƒ1 и ƒ2 — соответственно нижняя и верхняя граничащие частоты.
Параметр LH нормируют в октавных полосах со среднегеометрическими частотами от 62 до 8000 Гц. В помещениях для спокойного отдыха предел допустимого уровня звукового давления принят по кривым ПС—20-25, для активной деятельности — ПС-45-50.
Для ориентировочной оценки шумового режима используют предел эквивалентного уровня звука LA.экв. Нормами проектирования помещений для спокойного отдыха эта величина установлена 25—30 дБА, а для активной деятельности — 40—60 дБА.
Автономный шумовой режим на комфортном уровне создают, используя звукоизоляционные ограждающие конструкции. Акустический расчет этих конструкций основан на представлении, что звук от установленного в помещении источника распространяется следующими путями:
1. Волны проникают в помещение через отверстия и щели в ограждении.
2. Волны, попадая на разделяющее ограждение, вызывают его колебания, и сама преграда превращается в дополнительный источник шума, излучаемого в комнату.
3. Волны вызывают колебания других ограждений помещения. Эти колебания передаются ограждениям первого помещения, которые также являются дополнительными источниками.
4. Волны приводят в колебательные движения перекрытие и через него разносятся по конструкциям здания.
Волны 1—4 первоначально распространяются через воздух и воздействуют на воздушную среду изолируемого помещения непосредственно или излучением звука колеблющимися под их действием ограждениями. Поэтому такие волны называют воздушным шумом.
Существует и другой вид шума — ударный, возникающий в результате механического воздействия на ограждение во время хождения или при забивке гвоздя в стену. Колеблющиеся конструкции излучают волны типа 3 и 4. Чаще всего такому воздействию подвергаются перекрытия жилых зданий.
К городским источникам шума, действующим на наружные конструкции извне, относят производственное и коммунально-бытовое оборудование Предприятий, авиацию, железнодорожный, но прежде всего автомобильный и рельсовый пассажирский транспорт. В основном транспортные потоки создают дискомфорт на межмагистральных территориях и в зданиях застройки.
Значение величины эквивалентного уровня звука LA.экв - от этих источников определяют натурными замерами, методами акустического моделирования и графоаналитическим.
Метод натурных замеров обычно применяют в исследовательских целях, поскольку он довольно трудоемкий. Замеры в каждой точке необходимо проводить в течение 10—30 мин. Метод акустического моделирования еще более сложный, так как требует изготовления макета, тщательного подбора источников шума и масштаба (необходимо обеспечить геометрическое и акустическое подобие модели и натуры).
Графоаналитический метод основан на рассмотрении теоретических моделей распространения звука от транспортных потоков. Исследуются характерные точки на территории, главном и дворовом фасадах зданий. На главном фасаде возможно прямое действие звука и заглушённое экраном, которым служат зеленые насаждения, а на заднем фасаде таким экраном является сам дом.
В моделях транспортного потока выделяют три исходных параметра интенсивности: скорость движения, соотношение разных видов экипажей и их плотность в потоке. Такая формализация позволила построить графики и номограммы, что значительно упростило определение уровня шума.
В тех случаях, когда у застройки проходят пути открытого метрополитена, трамвая или железнодорожного транспорта, дополнительное значение эквивалентного уровня звука LA.экв определяют отдельно и суммируют с основным.
Затухание LA.экв на территории определяют, учитывая его снижение в воздушном пространстве по мере удаления от источника, а также поглощающие способности поверхности земли и экранизирующих барьеров. Эту величину также устанавливают по графикам. В результате строят картограммы шумового режима.